Ваш ребенок сталкивается с некоторым давлением со стороны сверстников во время его/ее учебы в университете. Что делает это достаточно острой проблемой для вашего ребенка, так это то, что большинство родителей не понимает степень давления, которой подвергаются их дети.
- Сигареты и алкоголь.
Сигареты и алкоголь – это то, на что будут двигать вашего ребенка сверстники в первую очередь. Обычно в фильмах и по телевидению ярко показывают, как несовершеннолетние дети курят и злоупотребляют алкоголем, и большинство подростков видят в этих привычках только положительные стороны.
Во время учебы в университете все стараются соперничать друг с другом, и ваш ребенок также старается не отставать от других и соперничать с остальной частью своих сверстников. Призвание «неудачник» является самым обидным оскорблением для современных подростков.
Для того чтобы избежать этого призвания, иногда подростки будут строить из себя жесткую, бунтарскую и независимую от своих родителей личность. Для современных подростков курение и злоупотребление алкоголем являются наиболее легкими способами для того, чтобы показать свою независимость.
- Наркотики.
Большую опасность здоровью и угрозу жизни представляют наркотики, которыми злостно пытаются надавить на вашего ребенка его сверстники. Первое и наиболее доступное наркотическое средство – это марихуана. Это дешевый и доступный наркотик в современном мире, и большинство подростков считают его безвредным. В их представлении, марихуана не вызывает сильной привязанности, как, например, героин или амфетамины. Употребление марихуаны, часто изображаемое в кинофильмах и по телевидению, не показывает подросткам то, что марихуана является нелегальным продуктом и что если подростка поймают под влиянием этого наркотика, то это может разрушить их будущую жизнь. К тому же курение марихуаны может привести к употреблению более серьезных наркотиков, таких как: героин, кокаин или амфетамины.
- Секс.
С каждый годом возраст, в котором подростки начинают заниматься сексом, становится все ниже и ниже. Для того чтобы быть популярным или нравится мальчикам, девочка должна быть готова заняться сексом. Иначе их будут считать «скованными». и на них никто не будет обращать внимания. Парней, которые не готовы заняться случайным сексом с девушкой, считают слабаками. Оральный секс стал особо популярным среди современных подростков из-за убеждения подростков в том, что это не влечет за собой никаких последствий, поскольку риск беременности отсутствует.
- Чем родители могут помочь?
Объяснение вашему ребенку того, что не нужно поддаваться подобному давлению со стороны их сверстников, мало или вообще не повлияет на их решение. Ваш подросток приравнивает свою популярность среди его друзей к своей самооценке. Чем более не защищен ваш подросток, тем наиболее вероятнее он будет подвергнут подобному давлению.
Угрозы и наказания оказывают дополнительное давление на подростков. В этом случае с одной стороны они сталкиваются с давлением от их сверстников, а с другой стороны с угрозами и наказаниями своих родителей. Стараясь избегать давления с одной стороны, подростки могут избегать общения со своими родителями или просто не говорить им правду.
Вместо этого вы должны осознать, что соответствовать каким-либо стандартам и не быть прозванным неудачником – очень серьезные и важные вещи для вашего ребенка. Дайте знать вашему ребенку, что вы понимаете то, что она сталкивается с неким давлением. Предложите искренне обсудить ситуации и проблемы, без угрозы наказания или осуждения. Это подтолкнет вашего ребенка к открытой беседе и приведет к тому, что они прислушаются к совету об отдельных проблемах, с которыми они сталкиваются. Посредством открытых разговоров с вами о давлении, с которым они сталкиваются, у вас появится возможность выразить ваше мнение и вашу любовь к ним. Ваш подросток будет гораздо более восприимчивым к вашим предложениям и советам, если проблемы обсуждаются мирным образом.
Будьте откровенным(ой) с вашим подростком обо всех формах половых сношений. Объясните о том, что существуют причины, по которым детям не нужно начинать заниматься сексом слишком рано. Помимо беспокойства о беременности и развитии болезней, передаваемых половым путем, и СПИДа, расскажите вашему ребенку о том, что им также нужно иметь чувство собственного достоинства и гордость.
***
Советы родителям о подростковом курении
Как к этому относиться? Достаточно серьезно. Потому что это действительна та проблема, которой стоит заниматься. Так как мы все хотим нашим детям долгой и счастливой жизни, мы должны понимать, что сигареты могут значительно изменить долгое и счастливое существование. В первую очередь это проблема рака - и не только рака легких, но и других вариантов онкологических заболеваний. Однако, проблема не настолько серьезна, чтобы считать, что жизнь ребенка загублена раз и навсегда, и уже ничего не исправишь.
Вот несколько фактов, которые нужно знать родителям о подростковом
курении:
1. 9 из 10 курильщиков начали курить в возрасте до 18 лет.
2. В среднем, курить начинают в 13 лет.
3. 2/3 подростков признались, что хотели бы бросить курение, но не могут ( в основном, по психологическим причинам: бросить курить - означает пойти на поводу у родителей, проявить слабость, испугаться и т.п.).
4. Каждый день более 3 000 детей становятся зависимыми от продуктов табачной промышленности.
5. Почти 1000 из них умрут впоследствии от заболеваний, связанных с курением
Что надо знать родителям еще:
1. Профилактика - всегда лучше. Начинать ее надо в 5-6 лет. Она, в основном, включает рассказы о том, к чему может привести курение, а также разъяснения, как через масс-медиа производители сигарет стараются заработать деньги ( вообще, про подоплеку рекламы детям очень полезно рассказывать. О том, что реклама - это двигатель торговли, и люди делают ее красивой и привлекательной только для того, чтобы их продукт больше покупали, при этом не заботясь о потребителях ). В этом возрасте дети более восприимчивы к разговорам и могут включать в свой опыт некоторые понятия, как аксиомы. Не стоит скрывать, если кто-то в семье заболел или умер в результате курения.
2. В семье не должны курить. Дети, в чьих семьях были курильщики, курят в несколько раз чаще. Это не совсем хороший момент, если выговорите, что курить вредно, а сами курите. Даже если вы будете рассказывать о том, как вы от табака зависимы, и как вам плохо, все равно вы показываете, что курить допустимо, и от этого на месте замертво не падают. А через много лет… Ну в конце-то концов, если родители не боятся умереть от рака, почему должен бояться ребенок?
3. Стоит давать себе отчет, что начало курения для подростка было определенным решением. Это не просто так, типа летела сигарета мимо, а он ее поймал. Это решение незрелое, неправильно - но все таки это решение, на которое подросток потратил некую мозговую энергию. Возраст такой, что человек учится принимать решения.
Поэтому просто запретить курить - не совсем правильная стратегия. Запретом вы бросаете вызов своему отпрыску, и он его принимает. Есть, конечно, такие дети, на кого авторитет родителей и страх перед ними влияют, но в большинстве случаев начавший курить будет бороться за право решать за себя. Это не обязательно будет бунт, но тем не менее. Поэтому оптимальная стратегия - дать возможность ребенку самому принять решение бросить это дело. Важно, чтобы ребенок знал, что ошибаться не страшно, что свои решения можно менять в силу вновь открывшихся фактов, что его мнение для родителей уважаемо. Важно узнать у ребенка, что он чувствует, когда курит и насколько важно именно курить, чтобы чувствовать тоже самое. Например, для того, чтобы чувствовать себя уважаемым в группе сверстников - необязательно курить. Наверняка в школе есть дети, которых уважают за другие заслуги, кроме раннего курения. В целом, надо задавать такие вопросы, которые заставят чадо задуматься о смысле данного действия и о его действительной ценности в жизни. Родителям желательно воздержаться от поучений, типа «вот видишь!» Пусть тинейджер сделает сам умственную работу по сравнениям и выводам.
4. Подросток прекрасно осведомлен, что курение вредно, что от этого бывает рак и тому подобные неприятности. Он понимает весь расклад про риски, но не относит это к себе. Подростки в силу особенностей мышления верят, что жизнь у них сложится самым благоприятным образом. На все ваши примеры гибели от рака ваш ребенок может привести свои. Например, про какого-нибудь курильщика-долгожителя. Ваши же сентенции по поводу, что не всем так везет, будут восприниматься как агрессия с вашей стороны и намеки на то, что он неудачник.
5. С ребенком надо проигрывать ситуации, как можно сказать нет приятелям, предлагающим закурить. Фактически, уметь отстоять свое мнение по поводу курения, не бояться насмешек, что, мол, слабак и трусишка. Это полезно и для тех, кто уже курит, и для тех, кто не курит. Курящие часто боятся бросить именно потому, что будут осмеяны друзьями. Эти навыки пригодятся не только в отношении курения, но и в других ситуациях, где ваше чадо должно отстоять свое мнение и не поддаться на провокации окружения. Табачные компании продвигают идею, что начать курить и продолжать это делать - демонстрация того, что человек принял решение. Типа «я выбираю Мальборо», как настоящий ковбой. Но стоит задуматься, действительно ли каждая выкуренная сигарета - плод свободного выбора, или все же - демонстрация зависимости от табака.
6. Необходимо также проводить беседы и показывать, что сигарета - это вредная привычка, а не показатель статуса и психологических характеристик. Курящий далеко не обязательно крут, успешен, знаменит и богат. Полезны будут примеры известных людей, которые бросили курить, проходили лечение от табачной зависимости, но без сигареты не потеряли своих выдающихся качеств. Более того, развитая здоровая самооценка помогает решить вопрос с курением. Надо давать понять, что людей уважают вовсе не за способность курить, а по другим причинам - умениям, навыкам общения, способностям и достижениям.
7. Если ребенок принял решение бросить курить, всячески его в этом поддерживайте. Найдите совместные занятия, возможно, съездите куда-то на время, чтобы избежать знакомых паттернов – ситуаций, в которых он прибегал к сигарете, людей, с которыми курил, мест, где он это делал. Хорошо, если в это время вы присоединитесь к какой-то компании, где будут старшие некурящие дети или взрослые, которых ребенок уважает. Это поможет ему укрепиться в своем решении.
8. Когда ребенок принял решение бросить курить, не только он сам, но и все окружающие должны отдавать себе отчет в том, что это непросто и возможны срывы. В этот момент ни в коем случае не стоит обзывать подростка слабаком, давить на него и всячески унижать, что он не смог сделать такой простой шаг – не курить. Надо поговорить, что конкретно вызвало его желание закурить вновь, и как этого избежать в дальнейшем, помочь ему создать стратегии избегания ситуаций, провоцирующих срыв. Например, если он вновь закурил, когда расстроился, надо поговорить, как еще ребенок может выразить свои чувства, когда ему грустно, насколько сигарета более эффективна для поднятия настроения, чем, к примеру поход в кино или игры в футбол.
Это некоторые общие направления для бесед и общения с детьми в отношении курения. Естественно, все дети различны, и с каждым надо разговаривать о том, что будет ему или ей ближе. Самая плохая стратегия в этом случае - это давление, угрозы и шантаж со стороны родителей, самая лучшая стратегия - поддержка и формирование правильного отношения к вопросу курения, ну и, естественно, создание крепкой и позитивной самооценки. Последним лучше заниматься с самого раннего возраста.
Советы родителям подростков
Подростковый возраст – трудный, кризисный. В общем ясно, а в частности? В частности выясняется, что трудный он в первую очередь для самих подростков. Трудности эти заключаются и в том, что это период бурного полового развития, трудности заключаются также и в социальном взаимодействии. Подростки находятся в двойственном положении. Они еще не взрослые, но уже не дети. Ведущей деятельностью подростков является общение со сверстниками. В коллективе одноклассников, в компании друзей, дворовых приятелей, они все больше и больше говорят о взрослой жизни. Он хотят во всем походить на взрослых юношей и девушек, особенно ярко это выражается во внешности. Естественно меняется их поведение, связанное с переоценкой ценностей. Взрослые всю жизнь учили их быть вежливыми, честными, порядочными людьми. Однако сейчас они понимают, что взрослые сами несовершенны. Поэтому они так бурно реагируют на любую фальшь со стороны взрослых людей. Подростки – это правдоискатели. И чтобы найти подход к подростку, чтобы сделать отношения с подростком доверительным, требуется учитывать массу деталей. Главное для родителей – это выйти на уровень сотрудничества с подростком, хотя многие из родителей к этому не готовы. Важно отдавать себе отчет в том, что ребенок взрослеет, и этот процесс не остановить и не изменить. Нужно помочь ребенку стать взрослым. Сделать этот процесс наименее болезненным для него. Особенностью подросткового возраста является увлеченность. Они с охотой берутся за одно дело и не доводят его до конца, тут же находя себе замену, и опять бросают. Этот жизненный поиск, поиск интересного дела не что иное, как желание добиться в успеха. Быть хоть немного лучше в чем-то, чем другие. Станет ли подросток трудным, во многом зависит от того, какая у вас семья. Мы очень часто относимся к своим детям отчужденно безразлично. С работы мы несем домой свои проблемы, обсуждаем самодуров-начальников или «бестолковых» сослуживцев. Порой мы сами забываем или не хотим спросить у ребенка как он себя чувствует, что его беспокоит. А если и спрашиваем, то часто не готовы услышать правду, начинаем осуждать его. Многие родители вообще отказываются доверять ребенку, провоцируя при этом ложь. Некоторые родители часто прикрикивают на своего ребенка, а потом начинают удивляться его ответной реакции, да еще с удвоенной силой. Почему? Потому что накопилось. Подумайте, какие эмоции накапливает ваш ребенок больше, положительные или отрицательные? Потому что разрядка рано или позд
обязательно случится. Подумайте, часто ли вы говорите своему ребенку что он не такой каким ему нужно быть, что другие лучше. И если часто – то ребенок психологически отдалится от вас, так как каждому из нас хочется признания, уважения и любви. Ребенок будет искать ее в компании друзей больше, чем рядом с вами. Задумайтесь, чего вы хотели от родителей, будучи в подростковом возрасте, возможно вы найдете сами для себя хороший совет по поводу общения с ребенком – подростком.
Акцентуации характера.
Подростковый возраст – это время становления характера человека. И очень важно при этом не надломить человека. У подростков очень часто в поведении возникают отклонения, которые выражаются в акцентуациях характера. Акцентуации характера – это чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.
Выделяют 10 типов (Леонгард-Шмишек) акцентуаций характера:
1. Гипертимный тип – ярко выражены такие черты характера как веселость, поверхностность, деловитость, болтливость, склонность к чревоугодию. Несколько повышена самооценка
2. Возбудимый тип – недостаточно управляемы, зачастую грубы, гневливы, вспыльчивы, раздражительны, импульсивны, чрезмерно самостоятельны, склонны к лидерству.
Рекомендации: таких детей по возможности нужно ставить в положение лидеров в каких-то делах. Им полезно создавать соревновательные ситуации. Такие дети любят походы, занятия спортом. Данные черты характера можно использовать для самовоспитания нравственных качеств.
3. Застревающий тип. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность). Характерна повышенная самооценка, самонадеянность, заносчивость, жесткость установок и взглядов.
Рекомендации: следует обучать пониманию и уважению других точек зрения, гибкости в подходе к своим и чужим эмоциям. Следует прививать философский взгляд на мир, ориентировать на дела, в которых они могут достигать успеха.
4. Тревожный тип. Боязливы, робкие, пугливые, покорные, неуверенные в себе, постоянно сомневающиеся.
5. Дистимичный тип. Серьезность, подавленность, медлительность, неповоротливость, нерешительность, слабость волевых усилий.
Рекомендации: главное – повышение уверенности в себе. Хвалить за малейшее продвижениев деле, не допускать излишней критики. Уверенность в себе появляется при накоплении маленьких успехов. Вокруг должна царить добрая атмосфера. Лучше не вовлекать в ситуации соревнования и публичные выступления. Желательно увлечь туризмом и спортом – они развивают мужество и веру в свои силы.
6. Эмотивный тип. Характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, гуманность, мягкосердечность, впечатлительность. Любые жизненные события воспринимаются серьезнее, чем у других людей.
7. Циклотимный тип. Чередование жизненной активности и жизненного спада. Радостные события вызывают жажду деятельности, повышенную говорливость, скачку идей, печальные – подавленность, замедленность реакций и мышления.
8. Экзальтированный тип. Порывистость психики, страстность, полярность чувств – любовь и ненависть, восторг и отчаяние, самая сильная любовь возникает в тех случаях, когда нет взаимности, восторженность.
Рекомендации: необходимо вырабатывать более трезвый и уверенный взгляд на мир, так как они склонны к преувеличению в оценке событий. Энергию эмоций нужно направлять на практические дела, полезны дыхательные упражнения и работа руками.
9. Педантичный тип. Эти дети тяжелые на подъем, нерешительны, скрупулезны, любят порядок во всем, робкие, добросовестные, жестко следуют плану и при этом раздражительны.
Рекомендации: самые надежные на работе. Однако таким людям мешает боязнь сделать все не так. Следует заранее сообщать планы, чтобы они смогли спокойно подготовиться. Лучше давать задания для индивидуального исполнения при этом четко проговаривать инструкцию.
10. Демонстративность. Живые, подвижные, играют свою роль, фантазеры, притворцы, авантюристы. Обладают артистизмом, потребностью в признании, легко меняют настроение, завышена самооценка.
Рекомендации: давать возможность удовлетворять потребность в признании, хвалить за успех. В то же время нужно учить ценить успехи других ребят, хвалить их. Их важно ориентировать не сравнение с другим, а самим собой.
Рекомендации родителям подростков:
· Откажитесь от расхожего мнения «мы были лучше», а «они совсем испортились». Наши дети просто другие. Они выросли в других условиях, в другой стране, с другим друзьями.
· Следует отказаться на воспитание ребенка как на процесс манипулирования ребенком, управления его поведением. Переходите на общение с ребенком в форме сотрудничества. Научитесь видеть не только ошибки ребенка, но и признавать свои.
· Откажитесь от убеждения в том, что вам все понятно и в себе и в ребенке. Мы видим только поступки и действия. Но подлинные мотивы и побуждения нам неизвестны. Поэтому почаще спрашивайте ребенка – почему, зачем ты это сделал?
· Откажитесь от такого стереотипа, что ребенок готовится к жизни. Он живет сегодня, он живет сейчас. И это его жизнь. Позвольте ему повзрослеть. Позвольте совершать ему свои собственные ошибки.
· Относитесь серьезнее к словесной педагогике. Как часто мы слышим: «Зачем я буду ему это объяснять – он обязан слушать и делать так как я велю». Но ребенок должен понять, почему нужно делать так, а не иначе.· Относитесь к ребенку с уважением. Ведь каждому из нас нужны огромные «порции» уважения и любви. Тем самым вы облегчите ему этот самый трудный период в его жизни.